Готовимся к ЕГЭ

Открытый банк заданий ЕГЭ по русскому языку


Скачать
Список литературы для итогового сочинени
Adobe Acrobat документ 276.1 KB

Список литературы для итогового сочинения 2016


Уже совсем скоро вы начнете марафон сдачи своих выпускных экзаменов. Первым будет сочинение. Чтобы вам было проще готовиться, сегодня мы публикуем список произведений для итогового сочинения 2015-2016 по всем направлениям.

Любовь

  1. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Любовь сможет преодолеть все, потому что ничего сильнее нет на этой земле. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (М.Булгаков)
  2. И.Бунин «Чистый понедельник», «Руся», «Натали». Любовь – только миг, прекрасный, чарующий, но трагический, потому что влюбленные расстаются.
  3. А.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся». Любовь – великая, огромное чувство, испытать настоящую любовь дано не каждому, и не все ее достойны.
  4. Е.Замятин «Мы». Любовь преображает человека, делает его лучше.
  5. Любовь – испытание, которое «проявляет человека», опровергает теории. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Первая любовь», «Ася», «Вешние вводы».
  6. Любовь – чувство, которое может воскресить человека. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Дом

  1. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». А.П.Чехов «Вишневый сад». Дом как место покоя, любви, семьи. Его можно потерять, и тогда человек обречен на скитания и несчастья.
  2. Е.Замятин «Мы». Дом у каждого человека должен быть свой, это место частной жизни, дарующее тепло и покой. Если такого дома нет, то человек или несчастен, или теряет свои человеческие качества, а общество, которое не признает права человека на свой дом – ущербно.
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир». Дом, семья – это отражение общества, место, где люди объединены не только любовью и взаимопониманием, но и ответственностью за других членов семьи, за детей.
  4. М. Горький «На дне». Отсутствие дома калечит человека, делает его беззащитным, обрекает на страдания.

Путь

  1. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Путь человека как путь испытаний, который проверяет человека на прочность и наличие нравственных принципов. Путь зависит от нравственной «крепости» человека, от его принципов и взглядов.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир». Путь как дорога к счастью, на котором человек может переживать взлеты и падения, главное – не останавливаться; путь человека и путь народа в единстве – основное условие счастья человека.
  3. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Путь человека непрост, жизнь подвергает его испытаниям, заставляет менять взгляды, потому что жизнь шире всяких теорий.
  4. А.П. Чехов «Ионыч». Человек на своем жизненном пути может растерять все, если не имеет силы сопротивляться обстоятельствам. Человек сам отвечает за свою жизнь.
  5. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Путь цивилизации – это путь к гибели, если люди забыли о времени, пространстве, естественных законах жизни, глухи к угрозам и беспечны по отношению к собственному существованию.

Время

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Время накладывает свой отпечаток на каждого человека и обуславливает его судьбу, может привести к трагическим последствиям.
  2. А.П.Чехов «Вишневый сад». Конфликт со временем – один из самых опасных для человека, потому что, не «попадая» вовремя, человек теряет все, что ему дорого или обрекает на гибель все, что ему дорого и что он должен спасти.
  3. А.П.Чехов «Студент». Ощущение связи времен – условие счастливой жизни человека, в каких бы тяжелых условиях он не находился.
  4. С.Есенин «Анна Снегина». Время вмешивается в жизнь человека и может ее разрушить, но, сохраняя нравственные ориентиры, человек выживает даже в самые жестокие времена.
  5. А.Блок «Двенадцать». Время перелома, время начала отсчета новой жизни с новыми героями. Время – главный герой поэмы, в вихре времени исчезает старое и рождается новое. Но никто не знает, каким оно будет.

Конечно, вы можете найти свои произведения, и это будет правильно. Вообще, если вы умеете (а я думаю, что это так!) видеть проблемы, поставленные писателями, то без труда найдете и произведения, в которых есть те же вопросы.

Можно использовать и произведения внепрограммные, и произведения зарубежных авторов. Я думаю, что это даже интересней, ведь предполагает самостоятельное исследование.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России»

Направление это как палочка-выручалочка: если вы не знаете русской классической литературы – пишите по этому направлению. То есть можно хоть что-то написать, не владея остальным материалом.

Это первый случай.

Второй – вы имеете, что сказать всем по поводу литературы или любимой книги. И это очень здорово. Во втором случае я могу только пожелать успеха и порадоваться, что есть у нас еще думающие и читающие дети. Надеюсь, что таких большинство.

Но есть и другие. И этот материал будет полезен для них.

Как может формулироваться тема?

  1. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.Пришвин) (по одному из произведений отечественной или мировой литературы).
  2. «Моя любимая книга»
  3. «Роль книги в моей жизни»
  4. «Кто для Вас идеальный герой литературы?»
  5. «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»
  6. «Можно ли обойтись без книг?»
  7. «Можно ли испытать радость, читая книгу?»
  8. «Какие вопросы задает человеку литература?»

Это лишь попытка предугадать, что могут дать организаторы. Несомненно одно: тема будет связана с книгой, не предполагает общих рассуждений о важности литературы в нашей жизни и роли книги в истории и культуре России и прочих пустопорожних умозаключений.

В сочинении по этому направлению главным будете вы и ваше представление о книге.

Из этого и будем исходить.

Что писать?!!!

год литературы роль книги в жизни человекаСамый простой вариант ваша любимая книга, книга, которая вам помогла что-то понять, поразила вас, заставила задуматься или переживать.

Выбор книги может быть любым. Я знаю, что среди молодежи, например, очень популярен Ремарк (хотя в мое время мы его не слишком жаловали), или новомодный «Дивергент» (думаю, мало кто понимает значение слова, в книге это не совсем то), или классика. Неважно. Важно, чтобы вы рассказали ПОЧЕМУ вы сделали такой выбор и ЗА ЧТО книгу выбрали.

Стало быть, коммуникативный замысел (помните, что это такое?) должен быть примерно таким же: ЧТО, ЗА ЧТО, ЧТО КНИГА МНЕ ДАЛА. Это по первым трем, подчеркиваю, прогнозируемым темам.

Четвертая и пятая темы в целом повторяют три первые. Коммуникативный замысел прежний, но в зависимости от формулировок, нужно делать акценты. Здесь речь идет о герое, значит, «фокус» сочинения должен быть сужен до объяснения об одном-двух персонажах в аспекте «за что люблю» и «почему понимаю, но не принимаю».

Восьмая и девятая темы менее вероятны, но все же скажу о них несколько слов. Вопрос в них сформулирован так, что ответ однозначен: нет, нельзя обойтись без книг. Да, можно испытать радость, читая книгу. Я считаю, это весьма неудачная формулировка. Дальше возникает совершенно естественный вопрос: а что писать-то? Тогда пойдем дальше и зададим еще вопросы: почему я испытываю радость, читая книгу? Что она мне дает? Почему нельзя обойтись без книг? Что в них такого, что человечество никогда не откажется от книги?

Если вы ограничитесь рассуждениями по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? Выход такой: вы говорите о том, что могли бы показать верность тезиса на примере какого-нибудь произведения (выбор любой) и следуете вышеозначенной схеме.

Как итог: обязательно сделайте подводку! Иначе незачет!

И наконец последняя тема. Тоже такого рода, что собственно к произведению еще надо подобраться.

На этой трудной теме я покажу коммуникативный замысел.

год литературы итоговое сочинениеИтак, вступление.

  • Первая фраза – о литературе и ее роли в жизни человека. Она огромна. Учит жить, делать правильный нравственный выбор, не перепутать белое и черное, добро и зло, радует в тяжелый час, развлекает, если скучно. Книг написано множество, но есть среди них такие, которые будут жить вечно, потому что они не для развлечения, не для радости, а для работы ума, души и сердца, потому что в них больше вопросов, чем ответов.

Основная часть.

  • Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Почему? (Основной тезис) Роман построен вокруг теории Раскольникова, которая (излагаете теорию)… В ней будто соединены две антагонистические вещи: добро через зло, альтруизм (для людей убивает герой, или он так думает) и эгоизм (Раскольников решает судьбы людей по своей прихоти), крайняя степень безверия (Бога не боится) и вера (что, как не вера в собственную исключительность, толкнула его на убийства)? И в романе больше вопросов, нежели ответов на них.
  • Теорию в разных аспектах представляют герои со своей правдой. Это Лужин и Разумихин, Соня и Порфирий, Свидригайлов и Лебезятников. И каждый убедителен в своих рассуждениях, и выходит, что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые читатель уже задает себе: как избежать зла, которое несет теория? А можно прожить без нее? А нужно ли? А я сторонник или противник? Только великий Достоевский мог так прямо задавать такие больные и мучительные вопросы.
  • Роман Достоевского полифоничен: каждый из героев представляет свою правду. А ответов писатель не дает. И читатель идет за героями, взвешивая и оценивая, постигая основную мысль Достоевского: злом достичь добра нельзя, а фанатизм – страшная сила, способная уничтожить человечество.

Заключение: конечно, можно сказать, что в книгах мы ищем ответы, но ведь вопрос, который будоражит душу, который сам себе боишься задать, порой важнее, чем ответ. Не так ли?

Напомню вам, что это только тезисы! Вы можете взять другое произведение, но структура и подводка должны остаться!

Успехов!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Пример итогового сочинения по направлению «Любовь»: «…Всё движется любовью…» (О. Э. Мандельштам)

пример выпускного сочинения любовьЛюбовь.… Как много ассоциаций рождает это слово. Именно она стоит во главе всех свершений человека, побуждает к великим делам, возрождает к жизни, меняет ход истории. Об этом говорится в стихотворении Осипа Мандельштама «Бессонница», строки из которого вынесены в название. Я с ним полностью согласна.

Поэт, силясь уснуть, перечитывает «Илиаду» Гомера и приходит к глубоким мыслям о том, что троянская война развязана не человеческими амбициями, а любовью Париса к прекрасной Елене. Этим же чувством движим Менелай, собирающий войско, чтобы вызволить из Илиона красавицу-жену. Одиссей, еще один герой гомеровского эпоса, преодолевает все препятствия ради встречи с любимой Пенелопой и сыном, которого только единожды держал на руках.

Созвучен с Мандельштамом И.С. Тургенев. В одном из его стихотворений в прозе звучит фраза: «Только любовью держится и движется жизнь». Доказывает это Тургенев практически в каждом своем произведении. Его герои проходят испытание любовью, вследствие чего меняется их мировоззрение и жизнь. Удачно выдерживает это испытание Базаров, персонаж романа «Отцы и дети». В самом начале произведения Евгений Базаров – человек, отрицающий все и вся, он считает любовь чуть ли не болезнью, называет еепример итогового сочинения любовь «дурью».  Его взгляды на жизнь меняются после встречи с вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров не сразу принял всепоглощающее чувство, отвергал его, но постепенно его отношение к любви меняется, он признается Одинцовой, что питает к ней искреннюю симпатию. Она же отвергает Базарова, потому что не готова к самопожертвованию ради другого человека. Коренное изменение убеждений Евгения происходит на пороге смерти: поняв, что умирает, он посылает за Анной Сергеевной, прощает ее и просит не бросать его родителей. Таким образом, мы наблюдаем, как любовь меняет личность, движет ее к совершенству. Базаров стал тем идеалом, который искал Тургенев в своих романах.

А что в литературе XX века? Может, отношение писателей к любви изменилось? Какую роль они приписывают ей? Для примера возьмем роман Ремарка «Три товарища». Здесь говорится о «потерянном поколении» — людях, перенесших Первую мировую войну, пытающихся заново жить в мирное время. Душа их выжжена войной. Возродиться главному герою, Роберту Локампу, помогает любовь к аристократке Патриции. Только это светлое чувство наполнило его жизнь смыслом, он перестал «жить ради того, чтобы жить». Их встреча с Патрицией произошла в празднование Дня рождения героя, что символизирует начало новой жизни, «возрождение из пепла». А что дало толчок? Любовь. К сожалению, Патриция умерла от туберкулеза, но настоящее чувство к Локампу помогло ей уйти в иной мир счастливой. 

Любовь все века сопровождала человечество. Мир не статичен, и главное, чем руководствуются люди, меняясь сами и меняя обстоятельства жизни – это любовь.

Педагогический комментарий.

Данное сочинение относится к блоку «Любовь». Чтобы написать хорошее сочинение на данную тему, необходимо грамотно подобрать литературный материал. Следует руководствоваться следующим критерием: произведение должно отражать именно то, как любовь способствует изменению жизни героев, влияет на становление их личности. Старайтесь привлекать в доказательства произведения литературы разных эпох. Например, в написанном выше сочинении фигурирует древнегреческий эпос, приведено произведение литературы XIX и XX веков. Это добавит вашему сочинению плюс, т.к. экзаменатор будет видеть, что вы знаете разнообразную литературу, а не только произведения определенной эпохи.

Не случаен выбор романа «Три товарища» Ремарка. Как правило, он остается за рамками школьного курса литературы. Это дает повод полагать, что экзаменуемый читает классику не по программе и имеет свой личный литературный вкус.

Как вариант, можно предложить следующие произведения для раскрытия данной темы:

  • И. А. Гончаров «Обломов» (полюбив Ольгу Ильинскую, Обломов меняется, начинает интересоваться окружающим, выходит из своей «раковины»);
  • Классический пример – роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (оба главных героя, и Онегин, и Татьяна меняются, полюбив);
  • Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (подвигом девушек-зенитчиц двигала любовь к Родине, детям и близким)
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Любовь Маргариты спасает Мастера от сумасшествия и возвращает к жизни)
  • М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко, который пожертвовал своим сердцем, осветив путь людям)

Старайтесь показать, что знаете источник, вынесенный в название темы.

Обратите внимание, что в начале нашего сочинения написано несколько строк о стихотворении О. Мандельштама «Бессонница».

Включайте в сочинение цитаты, выучите несколько строк на каждый из блоков – это оживит повествование. Как видите, нам удалось ввести в сочинение цитату И. С. Тургенева.

Любовь – весьма обширная тема, не откланяйтесь от курса: вам необходимо писать о том, что любовь движет людей и обстоятельства, ей руководствуются в принятии решений. Кроме того, можно написать и о родительской любви, о любви к Родине и ближним. Но не старайтесь раскрыть все эти аспекты в рамках одного сочинения, остановитесь на каком-нибудь одном.

Удачи на сочинении!

Материалы для сочинения по направлению «Путь» (И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»): камо грядеши?

Направление «Путь» может быть истолковано очень широко. Важно здесь не отклониться от темы и уже во вступлении четко сформулировать тезис, который вы будете доказывать в сочинении. В зависимости от произведения и темы можно говорить и о пути человека, и о пути человечества.

Сегодня поговорим не о пути человека, а пути народа, точнее, пути цивилизации, о котором размышляет Иван Александрович Бунин в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско».

О чем рассказ?

На огромном пароходе с символичным названием «Атлантида» собирается большое общество, среди которого и господин из Сан-Франциско, собравшийся наконец отдохнуть после трудов праведных по сколачиванию состояния. Он подробно разработал маршрут и сроки, решив начать жить. На острове Капри господин неожиданно умирает, и сюжет на этом заканчивается, но сам рассказ – нет.

Стало быть, автор использовал сюжет только как вспомогательное средство раскрытия идеи, и отгадку надо искать во всем рассказе.

Материалы к сочинению

Вступление

Сформулируем только тезис и основной вопрос: Бунин считает, что современная ему цивилизация движется к гибели. Почему это происходит?

Основная часть

Во-первых, в нескольких предложениях раскройте содержание рассказа, как это сделано выше

Во-вторых, определимся с содержанием, ведь сюжет нам помогает лишь отчасти, вы помните?

Итак, в рассказе есть описание «Атлантиды», жизни общества на пароходе, немного описания господина и описание жизни на Капри (2 часть рассказа).

Вот и у нас будет три части.

  1. «Атлантида» — огромный пароход, где есть высшие (пассажиры) и низшие (те, кто обслуживает высших). Общество состоит из разных людей со всех концов света: писатель, азиатский принц, всесветная (так пишет Бунин) красавица, семья господина, влюбленная пара, так нежно и страстно изображающая любовь за деньги. Встают, завтракают, гуляют, обедают, гуляют, ужинают по расписанию. У них нет имен и лиц, как и у главного героя. На «Атлантиде» есть все для роскошной жизни, выпускается даже своя газета, а безбедное существование обеспечивают сотни матросов, кочегаров, прислуги, которые находятся в трюмах, среди огромных и ревущих машин, вызывающих ужас. За бортом парохода бушует шторм, но жители его не слышат и не ощущают. На капитанском мостике судно уверенной рукой ведет капитан, похожий на языческого бога. Как видим, каждая деталь символична, от названия парохода до образа капитана. Вывод: пароход пока не утонул, но движется к гибели. Почему? На этот вопрос пока нет ответа.Господин из Сан-Франциско направление Путь
  2. 2. Стилевая доминанта образа господина из Сан-Франциско – искусственность его существования. В портрете подчеркнут неестественный цвет лица и искусственные золотые пломбы, тщательно подобранный костюм. Он начал жить, жестко спланировав свои дальнейшие действия, продумал путешествие, не забыв даже посещение продажных женщин! Разве так начинают наслаждаться жизнью? Автор не дает ему имени, так как он безлик, его механическая, искусственная жизнь не дает права на индивидуальность. Смерть господина прошла незамеченной для большинства общества, и в этом сказался общий настрой плывущих в никуда на «Атлантиде». Они настолько оторвались от естественной жизни, что одна смерть или много – неважно.
  3. Где же автор видит естественную жизнь? На Капри. Там готовятся к празднику, вспоминая о рождении младенца Иисуса, славят Богоматерь, здесь шумно и весело. Вниз спускаются абруццкие горцы, живописные нищие промышляют на Пьяцетте, танцуют зажигательную тарантеллу, пьют чудесное средиземноморское вино, играют в кости, и не думают о приумножении капитала, высшем обществе или светском общении. Они – живут! Помнят о времени, пространстве, человеческих чувствах (образ извозчика, переживающего за излишне выпитое вчера, который везет труп господина, нещадно хлеща свою нарядную лошадку). Никогда Джузеппе, Луиджи, этот извозчик уже не встретятся нам на страницах рассказа, но запомнятся, ибо есть у них лицо, характер и имя.

Живут они так уже даже не века – тысячелетия. Их путь, казалось, тоже бесцелен, точнее, у каждого из них своя человеческая цель, но из многого складывается общее, не так ли?

Заключение

Иван Александрович Бунин остро ощущал кризис так называемого цивилизованного мира и попытался объяснить читателям, куда идет человечество, оторвавшееся от естественного хода вещей, потерявшее цель движения, сам его смысл, забывшее про связь времен. Механическое существование и искусственность цивилизации все дальше уводит человечество от истины, а это путь в никуда. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это предупреждение великого писателя потомкам: бесцельный механический путь – это путь к гибели.

Вообще, «господин из Сан-Франциско» — очень «удобное» произведение для раскрытия темы по направлению «Путь», потому что мысль писателя в нем очень выразительна.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом…

направление дом выпускное сочинениеКак жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом!  Великий роман великого писателя, без вариантов! А отдельно сообщу, что на материале этого романа можно раскрыть темы по ВСЕМ направлениям, так что те, кто прочитал, можете танцевать польку-бабочку: наполовину вы готовы.

Итак, направление «Дом» в толстовском романе представлен как «мысль семейная», для Толстого очень важная и любимая. Он и сам пытался создать семью, в которой было бы все так, как представлял он себе идеальный дом.

Тема может формулироваться так: «Каково значение дома и семьи в жизни человека?», «какими смыслами наполнено понятие «Дом»?»

Материалы к сочинению

«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.

Вступление

Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа.  В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.

Основная часть

Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).

Аргументы

В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.

  1. Болконские. Это семья, которую объединяют крепкие связи, основанные на постоянной работе духа, высоких принципах, бескомпромиссных требованиях. направление дом в итоговом сочиненииКнязь Николай Андреевич всегда требовал от своих детей постоянной деятельности и жизни по чести, и князь Андрей, и княжна Марья старались соответствовать наставлениям отца. Оба стали людьми с высокими нравственными принципами, думающими и честными. В этой семье не принято открыто проявлять свои чувства, но связь между родными людьми не становится от этого меньше. Они умеют видеть главное и прощать людей, особенно княжна Марья. Ее черты, милосердие и сострадание, становятся объединяющими и в ее собственной семье.
  2. Ростовы. Уже в первой сцене нас, читателей, поражают душевная открытость и яркая эмоциональность этой семьи. Ростовы не прячут чувств за внешней сдержанностью, как Болконские, наоборот, хлебосольство, радушие, доброта всегда привлекали к ним людей. Отношения в семье основаны на любви и понимании, прощении и сочувствии. Именно любовь спасает мать Наташи после смерти Пети, саму Наташу после смерти Андрея, любовь заставляет глубоко раскаяться Николая после проигрыша Долохову. Главная черта Ростовых – они живут сердцем, поэтому тепло их семьи согревает всех, а дети Ростовых потом строят свои семьи на принципах, заложенных старшим поколением семьи.

Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.

  1. Курагины – полная противоположность Болконским и Ростовым. Они ничем не объединены, их не связывают чувства любви и привязанности. направление дом итоговое сочинениеКнязь Василий считает, что дети – его крест и заботиться исключительно о выгодных браках своих детей, понятие выгоды у него традиционно: материальное благополучие, княгиня завидует красоте и успеху дочери Элен, Ипполит – «спокойный дурак», Анатоль – «беспокойный дурак», по слова отца. В итоге Элен не способна создать собственную семью, Анатоль разрушает отношения Андрея и Наташи. Курагины не способны ни на какую полезную деятельность, не развиваются, не способны думать хоть о ком-то, кроме себя. По Толстому, эти люди отъединены не только друг от друга, но от жизни страны, родины.
  2. В «Эпилоге» романа мы видим уже «болконско-безуховскую» семью, которая соединила душевность и открытость Ростовых и высоту духа Болконских и Безухова. Это гармоничное отражение мира: предназначение женщины – быть женой и матерью, воспитание детей – духовное воздействие, пробуждение нравственных качеств, основа взаимоотношений – любовь и понимание.

Заключение

«Мысль семейная» в романе очень любима Толстым, и мы видим, с каким чувством писатель говорит о счастливых семьях своих героев, обретших настоящий дом, где им хорошо, потому что семьи эти построены на простых и естественных законах жизни. Семьи, изображенные автором, разные, но похожи в одном: для них дом – место любви, покоя и гармонии.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ